А. Разоренов. Журнал «Банбас» №2 (8) за 2000 год, стр. 50

.... несколько лет назад я пришел к выводу, что большинство строящихся у нас домашних саун - это так или иначе ширпотреб. Элитная сауна - все-таки что-то другое. Сейчас я ясно представляю это себе и могу объяснить это своим клиентам.

  Дизайн интерьера элитной сауны - это творческий процесс, основанный на ряде нерушимых принципов особой организации пространства. 

   Алексей Разоренов - уникальный специалист по дизайну и строительству элитных саун. Его работы известны среди настоящих ценителей истинно легкого пара. В беседе с нашим корреспондентом Алексей делится своими секретами. 




   - Скажите, Алексей, занятие дизайном саун - это Ваше призвание? 



   - Да, скорее всего, это так. Понимаете, несколько лет назад я пришел к выводу, что большинство строящихся у нас домашних саун - это так или иначе ширпотреб. Элитная сауна - все-таки что-то другое. Сейчас я ясно представляю это себе и могу объяснить это своим клиентам. Мой главный принцип дизайна состоит в том, что я не создаю уникальные платья, которые хороши для подиума, а носить их нельзя. Функциональность должна быть, и это вовсе не исключает элитность. Все правила, которые я исповедую при строительстве саун, имеют свою практическую ценность. И клиенты это понимают. 



   - По опыту Вашей работы вы можете указать различия между подходами к строительству саун в Скандинавских странах? И в связи с этим, правомерно ли понятие "русская сауна"? 



   - Да, определенно, русская сауна уже существует. Это результат обобщения как скандинавского, так и нашего отечественного опыта. А различия между подходами, конечно, есть. Наиболее очевидны различия между шведской и финской саунами. Это, прежде всего, касается вентиляции. В финской сауне этот вопрос, на мой взгляд, практически не решен. Шведы продвинулись в этом отношении гораздо дальше. Русская сауна отличается, прежде всего, тем, что ни в коем случае не используется дерево хвойных пород. Только лиственное дерево! В отношении вентиляции я почти целиком использую шведский принцип. Хитрость в том, что надо угадать расположение вентиляционных отверстий. Это делается отдельно для каждого проекта. Дело в том, что рассчитать это практически невозможно. Движение горячего сухого воздуха в сауне очень важно само по себе, не только в плане того, что он должен периодически обновляться. Особенно это касается области нижнего полка. Сауна предназначена, прежде всего, для расслабления, это не тренажер для борьбы с самим собой. 



   - А принудительная вентиляция? Ее легче контролировать? 



   - Я отрицательно отношусь к принудительной вентиляции. Это все-таки неестественный путь циркуляции воздуха. Конечно, обеспечить шесть кубометров свежего воздуха в час на человека таким образом можно. Но это нарушает естественную гармонию обтекания тела горячим воздухом, да и температурный режим при этом не очень устойчив. Дело в том, что отверстий для вентиляции должно быть всего три. Одно - приточное, вблизи печки; второе, также приточное, - это щель высотой 3 см под дверью, и одно вытяжное. Два вытяжных отверстия не имеют смысла, поскольку одно из них в любом случае будет шунтировать другое. Именно расположение и диаметр вытяжного отверстия надо угадать. 



   - Мощность и тип печки определяется только объемом помещения или чем-то еще? 



   - В первую очередь, конечно, объемом. Но существуют еще и так называемые климатические печки, когда температура и влажность задается на их пульте управления. Правда, при этом есть ограничение по температуре - не выше 60 град С. Есть печки с переключаемым режимом, когда температуру можно поднять и до 120 град С, но при этом не будет дозированной влажности. 



   - А если бросить ковшик воды на камни? 



   - Влажность поднимется на 1-2% секунд на десять. И все. Вы почувствуете короткий импульс почти обжигающего жара, и после этого условия вернутся к прежним. Так что это не способ контроля влажности. 



   - В материалах, которые Вы публиковали раньше, встречается термин "физиологичность дизайна". Что это такое? 



   - Двумя словами - это задача дизайна снять ощущение шока, когда человек попадает из обычной комнатной температуры в среду, разогретую до ста градусов и выше. Учащается сердцебиение, возникает спазм сосудов. В худшем случае неправильного дизайна человек покидает сауну, не успев прогреться. А это очень вредно! Чем спокойнее этот переход, тем лучше сауна выполняет свою главную функцию. И здесь важна каждая черточка интерьера. Нужно организовать пространство так, чтобы взгляд не цеплялся за лишние детали, максимально убрать то, что подчеркивает замкнутость пространства. Углов должно быть как можно меньше, и они не должны бросаться в глаза. Свет делается мягким, абсолютно равномерным. Шок, который получает организм через осязание, надо компенсировать спокойным восприятием остальных органов чувств, и прежде всего зрения. 



   - Вы упоминали породы дерева. Насколько это важно? 



   - Чрезвычайно важно! Скажем, хвойные породы - это не только выпоты смолы. Можно найти хвойную древесину без сучков и с удаленной смолой. Дело в другом. Хвойные деревья энергоположительны, они стимулируют, тонизируют. Это не то, что нужно для сауны. Сауна должна сразу же снимать напряжение, особенно при стрессовом состоянии. Это лучше достигается с помощью лиственных пород деревьев. Здесь огромную роль играет фактор запаха. Ароматерапевты это хорошо знают. Поэтому, скажем, обшить стены вагонкой из осины или из абаши - это отличное решение для сауны, но если это сделать на кухне, то это будет ошибкой, поскольку некоторые лиственные породы деревьев отбирают энергию и их лучше не использовать в жилых помещениях, где люди находятся подолгу. И уж во всяком случае нельзя смешивать хвойную и лиственную обшивку в одном помещении. Свойства осины в этом смысле максимально выражены. Например, традиция строительства колодцев из осины связана с тем, что энергообмен осины не дает развиваться бактериям, и вода в таких колодцах всегда чище. В сауне это свойство также имеет не последнее значение. Между прочим, правильно подобранная осина не уступает абаши практически по всем качествам, включая знаменитую теплопроводность. 



   - Вы говорили о тенденции сглаживания углов. Означает ли это, что пространство, ограниченное, скажем, восьмигранником, более предпочтительно? 



   - Нет, дело не в том, насколько угол тупой или острый. Дело в количестве углов. Четыре угла - это традиционное, привычное число. Восьмигранниками увлекаются те дизайнеры, которым важно подчеркнуть оригинальность проекта. Для пользователя ничего хорошего в этом нет. Говоря о сглаживании углов, я имею в виду отсутствие деталей, подчеркивающих наличие угла. Никаких наличников, нащельников, плинтусов и т.п. Если обратить внимание на то, как решены углы в сауне на приведенных здесь фото, то можно заметить, что примыкание панелей в углах ничем не закрыто. Этого добиться очень сложно, поскольку здесь требуется ювелирная работа плотника. Но как принцип дизайна это необходимо, и я всегда настаиваю на таком решении при переговорах с заказчиком. Тот же принцип используется и тогда, когда я не рекомендую зашивать боковины лавок (полков). Это не только освобождает пространство, но и способствует улучшению вентиляции. 



   - Трудно отстаивать эти принципы перед заказчиками? 



   - Это на самом деле не столь важно, трудно или нет. Важно то, что отстаивать необходимо. Я не жалею времени на то, чтобы убедить заказчика. И это, как правило, рано или поздно удается. Мы можем не сойтись в цене, но я никогда не отступаю от своих дизайнерских основ. Начинаются разговоры с того, что заказчик уже имеет какое-то свое представление о будущей сауне, вплоть до высоты потолка, ширины лавок, местоположения печки и т.д. Приходится разубеждать его, приводить массу аргументов, и он постепенно разделяет мои позиции. Я уже рассказывал на страницах журналов о том, как заказчик может в процессе пятнадцатиминутного разговора отличить мастера своего дела от некомпетентного халтурщика, которых, к сожалению, у нас хватает. 



   - Спасибо, Алексей, за вашу откровенность. Всегда рады видеть Вас на наших страницах. Что бы Вы хотели пожелать читателям нашего журнала? 



   - Легкого пара, конечно! И не пытаться самим строить сауны по руководствам типа "cделай сам". Помните: "Беда, коль пироги начнет печь сапожник...", ну и так далее. Всегда надежнее сразу обратиться к специалисту, чем переделывать неудачную постройку. Я желаю читателям лучше работать, больше зарабатывать и больше тратить на действительно дорогие, хорошие вещи, в том числе сауны высокого качества. Только так можно улучшить жизнь. 



   Иллюстрации смотрите в фотогалерее.